Организована работа "Телефона доверия" для приема сообщений по фактам нарушений и произошедших авариях на поднадзорных объектах Енисейского управления Ростехнадзора, тел. 8(391) 252-29-25

Архив за 2021 год

15.12.2021

Прошу разъяснить требования приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», касающиеся проведения поверки манометров и запрета эксплуатации манометров в случае отсутствия на них пломбы или клейма.

Ответ: Согласно п. 344 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД) проверка манометров с их опломбированием или клеймением должна быть произведена не реже одного раза в 12 месяцев, если иные сроки не установлены в документации на манометр. Порядок и сроки проверки исправности манометров обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации сосудов должны быть определены производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, утвержденной руководством эксплуатирующей организации.

В соответствии с п.343 ФНП ОРПД манометры не допускаются к применению на сосудах в следующих случаях, если:

а) отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки);

б) истек срок поверки манометра;

в) стрелка манометра при его отключении не возвращается к нулевой отметке шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного манометра;

г) разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний.

15.11.2021

Организация – собственник подъемного сооружения (далее - ПС), предоставляет ПС и квалифицированного оператора для управления ПС сторонним организациям для выполнения разовых краткосрочных грузоподъемных работ по заявкам, предварительно заключив с ними договор об оказании грузоподъемных услуг. Все грузоподъемные работы проводятся на объекте повышенной опасности. Может ли сторонняя, «принимающая» услуги организация привлекать для выполнения грузоподъемных работ своих штатных сотрудников – рабочих люлек и (или) стропальщиков, обученных в установленном порядке, так как в штате нашей организации нет необходимого количества таких специалистов?

Ответ: Согласно подпункта «и» пункта 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее ФНП), организация, осуществляющая эксплуатацию ПС, должна разработать и утвердить внутренним распорядительным актом эксплуатирующей организации поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации, из числа ее аттестованных инженерно-технических работников:

ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;

ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

На основании пункта 151 ФНП для управления ПС и их обслуживания эксплуатирующая организация обязана назначить внутренним распорядительным актом машинистов подъемников, крановщиков (операторов), их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров, рабочих люльки и наладчиков (кроме наладчиков привлекаемых специализированных организаций). 

15.11.2021

Прошу дать разъяснения по следующим вопросам:

- П.19 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике.

- В какой период расследования причин аварии необходимо составлять протокол? Протокол должен определять действия комиссии или констатировать факт выполнения конкретных действий?

- Имеется ли установленная или рекомендуемая форма протокола действия комиссии в ходе расследования?

- Порядка заполнения формы акта расследования причин аварии в электроэнергетике, п.9 Утверждённой формы акта о расследовании причин аварии в электроэнергетике.

- При формировании комиссии по расследованию причин аварии п. 5, 8 правил расследования причин аварии в электроэнергетике назначение заместителя председателя комиссии обязательно или существуют исключения, когда его назначение не требуется?

- Имеет ли силу Порядок формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2016 № 474, при формировании комиссии по п.5 правил расследования причин аварии?

Ответ: В соответствии Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 (далее – Правила):

- В соответствии с п.14 Правил расследование причин аварий начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня начала расследования. На основании п.19 Правил протоколом оформляются действия комиссии;

- Форма протокола нормативно-правовым актом не утверждена;

- Требование о назначении заместителя председателя комиссии регламентировано п.11 Порядка формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2016 № 474 (далее – Порядок). Порядок действует в случаях, установленных п.4 Правил. При формировании комиссии, в соответствии п. 5 Правил Порядок не применяется.

15.10.2021

Какую область аттестации по промышленной безопасности должны иметь члены комиссии по проверке готовности оборудования, работающего под давлением (внешние тепловые сети), к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией?

Ответ: В соответствии с п. 213 «Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 комиссия по проверке готовности оборудования, работающего под избыточным давлением (внешние тепловые сети) к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией формируется в следующем составе:

председатель комиссии - уполномоченный представитель эксплуатирующей организации;

члены комиссии:

- специалисты эксплуатирующей организации, ответственные за осуществление производственного контроля и за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования;

- уполномоченный представитель монтажной или ремонтной организации (в случае, установленном в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта ФНП);

- уполномоченный (уполномоченные) представитель (представители) Ростехнадзора или его территориального органа при осуществлении проверок (в случаях, указанных в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта ФНП) оборудования под давлением, подлежащего учёту в территориальных органах Ростехнадзора или уполномоченный (уполномоченные) представитель (представители) иного федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности при осуществлении проверок оборудования на поднадзорных ему объектах.

Дополнительно в состав комиссии включаются уполномоченные представители: организаций, проводивших подтверждение соответствия (органов по сертификации), первичное техническое освидетельствование, экспертизу промышленной безопасности; организации-изготовителя и (или) поставщика оборудования, а также организации, ранее эксплуатирующей оборудование (в случае, установленном в подпункте «г» настоящего ФНП) по согласованию с указанными организациями.

Вопрос о наличии у членов комиссии, исключая экспертные организации и представителя Ростехнадзора (аттестация которых производится по отдельным НПА), по проверке готовности ко вводу в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, регулируется Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334, который для конкретного случая внешних тепловых сетей, являющихся опасным производственным объектом, состоит из следующих областей:

Общие требования промышленной безопасности:

Основы промышленной безопасности – А.1

Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением:

Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды - Б.8.2

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и техническое перевооружение опасных производственных объектов, изготовление, монтаж (демонтаж), наладка, обслуживание и ремонт (реконструкция) оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах - Б.8.6

Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям:

Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов - Б.9.3.

15.10.2021

Требуется ли наличие заключенного с заказчиком договора на проведение взрывных работ при подаче заявления на разрешение проведения взрывных работ?

Ответ: В соответствии с п.14.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.05.2012 № 254, к заявлению прилагаются следующие документы:

- при взрывных работах на земной поверхности: план местности с нанесением мест производства взрывных работ, границ опасной зоны и находящихся в ее пределах жилых и производственных зданий, сооружений, железных и шоссейных дорог, трубопроводов, линий электропередачи;

- при взрывных работах в подземных условиях: сведения об опасности шахты (рудника, объекта геолого-разведочных работ) по газу и пыли;

- при взрывных работах в населенных пунктах и при обработке металлов энергией взрыва: проект на взрывные работы;

- при сейсморазведочных работах с применением взрывчатых материалов: схемы профилей работ, типовая схема охраны опасной зоны.

Таким образом, наличие договора подряда на проведение взрывных работ при подаче заявления на выдачу разрешения на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения не требуется.


15.09.2021


Было проведено техническое перевооружение технического устройства, входящего в состав ОПО. Проектная документация на техническое перевооружение прошла экспертизу. Техническое устройство в результате поменяло свои характеристики (увеличилась мощность ТУ). Каким образом владелец ОПО должен отразить изменения ТУ в отчетности? Снимать с учета ТУ (до технического перевооружения) и ставить на учет (после технического перевооружения)?


Ответ: В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств. Положениями статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Дополнительно обращаем внимание на то, что постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора подлежат грузоподъемные механизмы и оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461, и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.

13.08.2021

Каков порядок расконсервации (возврат из консервации) карьеров общераспространенных полезных ископаемых? Какие документы необходимы? Каков порядок оповещения государственных органов о расконсервации карьеров общераспространенных полезных ископаемых?

Ответ: В соответствии со ст.23_2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезный ископаемых по видам полезных ископаемых. Вывод карьеров общераспространенных полезных ископаемых из консервации осуществляется организацией на основании проектной документации. При этом до начала ведения горных работ на карьерах в территориальное управление Ростехнадзора направляется для согласования план развития горных работ по участкам недр.


13.08.2021

Прошу разъяснить положения пункта 548 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 в части продления срока службы транспортируемых баллонов массового применения вместимостью 100 литров и менее: что значит «не более чем до истечения предельно допустимого периода времени, установленного организацией-изготовителем или разработчиком проекта». Имеем баллоны стальные бесшовные (кислород). Дата изготовления: декабрь 2017 г. Срок службы по паспорту 20 лет. Можно ли будет эксплуатировать данные баллоны при положительных результатах технического освидетельствования за пределами назначенного срока службы, т.е. после декабря 2037 г. Какой порядок оформления продления срока их службы?


Ответ: Понятие «не более чем до истечения предельно допустимого периода времени, установленного организацией-изготовителем или разработчиком проекта» подразумевает срок использования баллона, не превышающий предельно допустимый срок службы баллона, установленный организацией-изготовителем. Согласно п.548 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, организация имеет право эксплуатировать имеющиеся у них баллоны после истечения срока службы при наличии положительных результатов технического освидетельствования. Периодичность технического освидетельствования баллонов указана в Приложении № 10 указанных Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

15.07.2021

Может ли машинист автокрана стрелового, имеющий профессиональное образование, работать оператором крана-манипулятора? Либо нужно получать дополнительное образование?

Ответ: Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – Правила), установлены требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО. Так подпунктами «а», «з» пункта 19 раздела II Правил требованиями к работникам установлено, что работники (инженерно-технические работники, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, и персонал – лица рабочих профессий) организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям:

знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение);

иметь документы, подтверждающие прохождение профессионального обучения.

Подпунктом «к» пункта 22 раздела III Правил установлено, что организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять, в том числе требование: устанавливать порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала и контролировать его соблюдение.

На основании вышеизложенного, в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Правил работники ОПО, непосредственно занимающиеся эксплуатацией ПС, должны иметь квалификационное удостоверение оператора (машиниста) крана-манипулятора.

15.07.2021

Допускаются ли при проведении проверки знаний правил работы в электроустановках сотрудники сторонней организации, не состоящие в штате компании в качестве членов комиссии? Или все члены внутренней комиссии по проверке знаний в электроустановках должны состоять только из штатных сотрудников этой организации?

Ответ: В соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 января 2003 года №6 (далее – Правила), для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель Потребителя должен назначить приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек. Приказ является локальным актом организации. В отношении лица, не состоящего в трудовых отношениях, локальные и распорядительные акты работодателя не могут применяться. Нельзя издать приказ о возложении обязанности на лицо, не состоящее в трудовых отношениях. Соответственно, члены  внутренней комиссии должны состоять из сотрудников, работающих в этой организации.

15.06.2021

Необходимо ли предоставлять в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору акты консервации скважин, используемых в целях извлечения подземных вод для ликвидации и локализации ореола техногенного загрязнения?

Ответ: Согласно ст.26 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1, предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечению срока действия лицензии, или при досрочном прекращении пользования недрами. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения, горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

15.06.2021

Все ли члены комиссии предприятия должны пройти проверку знаний в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору для проведения проверки знаний электротехнического персонала предприятия с правом проведения специальных работ?

Ответ: Для проведения проверки знаний электротехнического персонала предприятия с правом проведения специальных работ в электроустановках – испытания оборудования повышенным напряжением (за исключением работ с мегаомметром), достаточно одному члену комиссии, присутствующему при проведении процедуры проверки знаний (не обязательно председателю), пройти проверку знаний в комиссии органа государственного энергетического надзора.

15.05.2021

Можно ли руководствоваться требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных промышленных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 440, при организации работ повышенной опасности на химически опасном объекте – складе, который эксплуатируется в металлургической промышленности?

Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528, устанавливают требования к организации и порядку безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ (включая земляные работы) на опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», с целью предотвращения загазованности воздуха рабочей зоны горючими газами и газами токсического воздействия и образования взрывоопасных смесей газов, способных привести к взрывам, пожарам.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 № 440, устанавливают требования к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности и безопасному ведению работ на опасных производственных объектах горно-металлургических производств, на которых:

- ведутся работы по получению, транспортированию, использованию расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов;

- ведутся горные работы по обогащению полезных ископаемых;

- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы;

- используется оборудование, работающее под избыточным давлением.

Таким образом, к химически опасным производственным объектам, эксплуатируемым в металлургической промышленности, предъявляются в том числе требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 440.

15.05.2021

Каким образом можно организовать проверку знаний вновь принимаемого на работу и переведенного персонала (рабочих, ИТР), если комиссии структурного подразделения, как и центральная комиссия организации, не аттестованы по новым Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903 н?

Ответ: В настоящее время отраслевая Территориальная комиссия Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора Ростехнадзора (далее – отраслевая комиссия Управления) в своей деятельности руководствуется положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – Постановление № 440). При этом Постановление № 440 не содержит запрета на проведение в необходимых случаях внеочередной проверки знаний работников организации.

Таким образом, работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знаний работников в своей организации, вступивших в силу новых или переработанных правил по охране труда в комиссии организации.

Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, может быть проведена в отраслевой комиссии Управления в случае обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соответствующим заявлением.

Соответственно центральная комиссия вашей организации может пройти проверку знаний в отраслевой комиссии Управления с последующим проведением проверки знаний комиссиям структурных подразделений, которые в свою очередь проведут проверку знаний вновь принимаемому на работу и переведенному персоналу (рабочим, ИТР).

15.04.2021

В какой форме предоставляется заявление «О направлении работника на проверку знаний норм и правил в области энергетического надзора»?

Ответ: Заявление на проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в отраслевой Комиссии Енисейского управления Ростехнадзора оформляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на фирменном бланке организации. Рекомендуемый объем информации, необходимой для оформления результатов проверки знаний, включаемой в заявление организации, размещен на официальном сайте Енисейского управления Ростехнадзора www.enis.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в подразделе «Проверка знаний в области энергетического надзора» раздела «Деятельность». Заявление о проведении проверки знаний можно направить любым доступным способом в адрес Енисейского управления Ростехнадзора: в виде почтового сообщения, электронного сообщения, либо представитель организации может лично подать документы в канцелярию.

15.04.2021

Подлежит ли переоформлению уже имеющаяся лицензия на производство маркшейдерских работ в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1467 «О лицензировании производства маркшейдерских работ»

Ответ: Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1467 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» (далее – Положение ПМ) предусмотрено перераспределение (объединение по признакам сходства и последовательности выполнения) составляющих лицензируемую деятельность видов работ. Виды работ, перечисленные в пунктах 3 Положения ПМ и Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 257 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» (далее - Положение № 257), утратившего силу с 01.01.2021, соотносятся между собой следующим образом:

- пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, указанные в подпункте «а» пункта 3 Положения № 257, включены в подпункт «в» пункта 3 Положения ПМ;

- виды работ, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения ПМ, ранее входили в состав работ, указанных в подпункте «а» пункта 3 Положения № 257;

- наблюдение за состоянием горных отводов, указанное в подпункте «б» пункта 3 Положения № 257. включено в подпункт «в» пункта 3 Положения ПМ;

- обоснование грани горных отводов, указанное в подпункте «б» пункта 3 Положения № 257, включено в подпункт «е» пункта 3 Положения ПМ;

- определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия, работ, связанных с пользованием недрами, а также проектирование маркшейдерских работ, указанные в подпункте «д» пункта 3 Положения № 257, включены соответственно в подпункты «е» и «ж» Положения ПМ.

Таким образом, Положение ПМ не предусматривает новых видов работ, и его вступление в силу не влечет необходимость переоформления лицензий на осуществление деятельности по производству маркшейдерских работ в связи с изменением перечня составляющих указанную деятельность видов работ.


15.03.2021

Возможно ли направление выписки из протокола заседаний территориальной аттестационной комиссии через Интернет?

Ответ: Временным порядком предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.11.2019 №424 (далее – Временный порядок) определен порядок взаимодействия Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями при предоставлении государственной услуги по организации проведения аттестации. В соответствии с п.73 Временного порядка установлены возможные способы направления выписки из протокола, подтверждающего прохождение аттестации в территориальной аттестационной комиссии Енисейского управления Ростехнадзора, организации-заявителю. Согласно данному пункту, выписка из протокола направляется посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. Направление скан-копии документа на электронную почту организации не предусмотрено Временным порядком.

15.03.2021

Какой перечень документов необходимо представить перерегистрации электротехнической лаборатории?

Ответ: Порядком регистрации электротехнических лабораторий (далее – ЭТЛ) не предусмотрена процедура перерегистрации. По окончании срока действия свидетельства о регистрации ЭТЛ необходимо повторно пройти процедуру регистрации. Порядок регистрации ЭТЛ и перечень документов размещены на сайте Енисейского управления Ростехнадзора по адресу: http://enis.gosnadzor.ru/activity/ellab/ЭТЛ.php.

15.03.2021

Прошу разъяснить понятие «срок службы» для энергетического оборудования (в частности электродвигателей взрывозащищенного исполнения) по проведению экспертизы промышленной безопасности. Срок эксплуатации исчисляется с момента установки или с даты производства электродвигателя? И какой срок службы принять для электродвигателей взрывозащищенного исполнения, если в руководстве по эксплуатации и паспорте отсутствует срок эксплуатации?

Ответ: Определения сроков службы даны в ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения» (далее - ГОСТ 27.002). Указанный национальный стандарт устанавливает основные понятия, термины и определения понятий в области надежности и распространяется на технические объекты. ГОСТ 27.002 выделяет термины «срок службы» и «назначенный срок службы». Пунктом 3.3.6 ГОСТ 27.002 установлено, что срок службы – это календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния. В свою очередь, пунктом 3.3.12 ГОСТ 27.002 определено, что назначенным сроком службы является календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя. Следовательно, при определении срока проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, следует руководствоваться назначенными показателями. При этом срок эксплуатации машины (оборудования) исчисляется с начала эксплуатации.

Электродвигатели, в том числе – взрывозащищенного исполнения, подпадают под требования ТР ТС 010/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее - ТР ТС 010/2011). Пунктами 3 и 8 статьи 4 ТР ТС 010/2011 определено, что при разработке машины (оборудования) должны быть определены назначенные показатели, в том числе – назначенный срок службы, который указывается в руководстве по эксплуатации на машину (оборудование). По истечении назначенных показателей (в том числе - назначенного срока службы) машина (оборудование) изымаются из эксплуатации, и принимается решение о направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы). Аналогичное требование также установлено подп. 5 п. 6 ст. 4 ТР ТС 012/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Соответственно назначенный срок службы должен обязательно указываться в технической документации производителя на машину (оборудование), в данном случае - на электродвигатель.

Случаи, требующие проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяющегося на ОПО, приведены в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Как правило, чаще всего одним из них является истечение срока службы или превышение количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.

В то же время, согласно табл. В.1 ГОСТ Р 54446-2011 «Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные взрывозащищенные мощностью от 0,25 до 400 кВт включительно. Общие технические требования и методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 54446), срок службы взрывозащищенных двигателей составляет в зависимости от вида охлаждения от 5 до 15 лет.

В этой связи представляется, что при определении сроков проведения экспертизы промышленной безопасности в случае отсутствия данных в технической документации изготовителя следует руководствоваться ГОСТ Р 54446.

15.02.2021

Кто присваивает гидротехническому сооружению один из четырех классов опасности при внесении в Российский регистр гидротехнических сооружений: собственник гидротехнического сооружения, орган государственного надзора или уполномоченное учреждение?

Ответ: Сведения о классе гидротехнического сооружения (далее – ГТС) в соответствии с Критериями классификации гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1607, вносятся в п. 10.1 Акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497 «Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», по результатам регулярного обследования проведенного в соответствии с п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892.

В соответствии с п. 19 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.08.2015 № 312, сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений (далее – Регистр), предоставляются собственником ГТС (или эксплуатирующей организацией) с заявлением на утверждение декларации безопасности ГТС.

Уполномоченное учреждение (ФГБУ «Центр регистра ГТС») в течение 20 дней со дня поступления сведений от органа государственного надзора рассматривает их и вносит в Регистр согласно п. 9 и п. 10 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1893.

В соответствие с вышеизложенным присвоение одного из четырех классов ГТС осуществляется при внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении (ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ).

15.02.2021

Под действие каких федеральных норм и правил в области промышленной безопасности с 01 января 2021 года попадают требования о безопасной эксплуатации установок по производству водорода методом электролиза воды (ранее безопасная эксплуатация осуществлялась на основании требований правил ПБ 03-598-03)?

Ответ: Нормативные правовые акты, указанные в приложениях № 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 «О признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.», утратили силу.

С 01.01.2021 для обеспечения безопасной эксплуатации установок по производству водорода методом электролиза воды, следует руководствоваться основными требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденными приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533, федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.


15.01.2021

Нужно ли получать заявителю – физическому лицу допуск в эксплуатацию электроустановки с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150кВт, по 2 категории надежности и уровнем напряжения 60кВт, при условии, что объект (энергопринимающее устройство) будет использоваться в предпринимательской деятельности?

Ответ: В соответствии с  п. 2 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. В соответствии п. 7 г настоящие Правила предусматривают получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, за исключением лиц, указанных в пункте 12 Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12-1, 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя. Технологическое присоединение физического лица с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150кВт, по 2 категории надежности и уровнем напряжения 60кВт, при условии, что объект (энергопринимающее устройство) будет использоваться в предпринимательской деятельности, не относится к вышеуказанным исключениям. Следовательно, в указанном случае, существует необходимость в получении разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

15.01.2021

Какие требования применять к оформлению пояснительной записки для плана развития горных работ, горного отвода?

Ответ: Порядок оформления планов развития горных работ регламентируется  Требованиями к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2017 № 401. Порядок оформления документов,  удостоверяющих уточненные границы горного отвода регламентируется Требованиями  к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточнённые  границы горного отвода, утвержденными  приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.11.2017 № 461.  При выборе формата оформления пояснительной записки плана развития горных работ, следует руководствоваться следующими ГОСТами:

- ГОСТ Р 7.0.97-2016 - Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу;
- ГОСТ 2.105-2019 - Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам;
- ГОСТ 2.304-81 - Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные.

15.01.2021

Нужно ли получать заявителю – физическому лицу допуск в эксплуатацию электроустановки с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150кВт, по 2 категории надежности и уровнем напряжения 60кВт, при условии, что объект (энергопринимающее устройство) будет использоваться в предпринимательской деятельности?

Ответ: В соответствии с п. 2 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. В соответствии п. 7 г настоящие Правила предусматривают получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, за исключением лиц, указанных в пункте 12 Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12-1, 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя. Технологическое присоединение физического лица с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150кВт, по 2 категории надежности и уровнем напряжения 60кВт, при условии, что объект (энергопринимающее устройство) будет использоваться в предпринимательской деятельности, не относится к вышеуказанным исключениям. Следовательно, в указанном случае, существует необходимость в получении разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

15.01.2021

Какие требования применять к оформлению пояснительной записки для плана развития горных работ, горного отвода?

Ответ: Порядок оформления планов развития горных работ регламентируется Требованиями к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2017 № 401. Порядок оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода регламентируется Требованиями к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.11.2017 № 461. При выборе формата оформления пояснительной записки плана развития горных работ, следует руководствоваться следующими ГОСТами:

- ГОСТ Р 7.0.97-2016 - Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу;

- ГОСТ 2.105-2019 - Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам;

- ГОСТ 2.304-81 - Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные.